Рубрики

  1. Визитки
  2. Бухгалтерия и налоги
  3. Кадры

Порядок регистрации ИП

Зарегистрировать ИП можно как самостоятельно, так и с помощью услуг профессиональной компании. Процедура регистрации очень простая, поэтому мы советуем сэкономить на специалистах и пройти ее самостоятельно. Ниже список действий, которые надо сделать, чтобы открыть ИП.


Перед регистрацией

Вот несколько шагов, которые вам необходимо пройти до оформления регистрации ИП:

  1. Можете использовать возможность бесплатной регистрации ИП, получив субсидию от центра занятости в размере 58800 тыс. руб. Для этого до регистрации ИП вам необходимо встать на учет в центре занятости.
  2. Для оформления документов на регистрацию вам потребуется ваш номер ИНН.
    Если вы забыли ИНН, можете узнать на сайте ФНС, воспользовавшись сервисом «узнай ИНН» https://service.nalog.ru/inn.do.
    Если у вас нет ИНН, заполните заявление на получение ИНН. Вы можете отдать его одновременно с документами на регистрацию, в этом случае ее процедура увеличится на срок оформления ИНН.
    Заполнить заявление можно с помощью сервиса ФНС России https://service.nalog.ru/zpufl/.
  3. Определитесь с системой налогообложения: УСН (упрощенная система налогообложения — «упрощенка»), ЕНВД (единый налог на вмененный доход – «вмененка»), ПСН (патентная система налогообложения – «патент»), ОСНО (основная (традиционная) система налогообложения), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Это необходимо, чтобы после регистрации подать заявление на применение выбранного налогового режима. В противном случае, ИП автоматически попадает под применение ОСНО – наиболее сложной налоговой системы.
  4. Выбираем коды деятельности (ОКВЭД)

Вы наверняка уже определились с видами деятельности, которые будете осуществлять, осталось найти их коды в классификаторе. Они потребуются для оформления заявления на регистрацию ИП.

В 2015 году виды деятельности для регистрации можно выбрать в классификаторе ОКВЭД ОК 029-2001.

С 1 января 2016 г. Классификатор ОК 029-2001 утрачивает силу. Вместо него будет применяться только Классификатор ОК 029-2014.

В заявлении вы можете указать коды тех видов деятельности, которые планируете вести после открытия ИП и в далеком будущем. Так как Предприниматель должен заниматься той деятельностью, которую указал в заявлении, то при появлении новых видов деятельности снова придется подавать заявления в налоговую. Чтобы избежать лишних действий, рекомендуем указать максимально возможное для вас количество видов деятельности.

Советуем в заявлении указывают коды, содержащие 4 и более цифры.

На что может повлиять выбор кода ОКВЭД?

  1. В зависимости от выбранного кода ОКВЭД присваивается тариф взносов на страхование от травматизма (уплачивается в ФСС при наличии сотрудников).
  2. Для некоторых видов деятельности может потребоваться лицензия (список таких видов деятельности в ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ)
  3. Некоторые виды деятельности требуют предварительного извещения, разрешения или согласования с органами надзора (Санитарно-эпидемиологической службой, МЧС и т.д.). Перечень этих видов приведен в п. 2 ст. 8 Федерального закона № 294–ФЗ от 26.12.2008 г.

Сколько стоит открыть ИП?

Обязательным расходом для регистрации ИП является госпошлина, она составляет 800 руб.

Дополнительные расходы (не обязательные для предпринимателя):

  • Услуги нотариуса (если документы на регистрацию подаются не лично) – 1000 до 2000 руб.
  • Открытие расчетного счета в банке (ИП не обязан иметь расчетный счет) – 0 до 5000 руб.
  • Оплата услуг регистратора (если решите регистрировать ИП не лично) – 1000 – 5000 руб. (зависит от региона).

Составляем документы для регистрации ИП

  1. Заявление по форме Р21001 – 2 экз.
    Обратите внимание, при личной подаче документов на регистрацию, лист Б заявления необходимо подписать в присутствии работника регистрирующего органа, осуществляющего прием документов.
  2. Копия основного документа физического лица (российский паспорт, паспорт иностранного гражданина и проч.).
  3. Подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае, если в паспорте нет сведений о таком адресе). Для иностранных граждан необходимо предоставить копию разрешения на временное проживание или вид на жительство.
  4. Копия ИНН.
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Список документов можно найти в ст. 22.1 Федерального закона 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

Определяемся с налоговой в которую нужно подать документы

Документы подаются по месту жительства, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте.

Если прописки нет, то подают документы в ИФНС по месту пребывания (п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Для того, чтобы найти нужную налоговую инспекцию по адресу можно воспользоваться сервисом ФНС «Определение реквизитов ИФНС, органа государственной регистрации ЮЛ и/или ИП, обслуживающих данный адрес» https://service.nalog.ru/addrno.do.

Решаем как будем подавать документы

Можно подать документы одним из следующих способов на ваш выбор (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ):

  1. Лично или через представителя в налоговую инспекцию или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
  2. В электронном виде, в том числе с помощью портала госуслуг gosuslugi.ru и сервис сайта ФНС России www.nalog.ru.
  3. Отправить по почте с объявленной ценностью и описью вложения.

Решаем кто будет подавать/забирать документы

Заявителем при регистрации предпринимателя выступает сам будущий предприниматель (п. 1.5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, Приказ N ММВ-7-6/25@), т.е. в заявлении по форме Р21001 указываются данные того физлица, которое хочет зарегистрировать ИП.

А вот подать документы на госрегистрацию может либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае необходимо оформить на представителя нотариальную доверенность (абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Забрать готовый пакет документов после госрегистрации так же может представитель.

Если подавать/получать документы будете не лично, то вам необходимо обратиться в нотариальную контору где вам составят доверенность на представителя. При себе необходимо иметь:

  1. Свой паспорт.
  2. Паспорт представителя.
  3. Заполненное заявление по форме Р21001 (лист Б заявления необходимо подписать в присутствии нотариуса).

Если решите воспользоваться услугами почты, то заявление по форме Р21001 и копию паспорта вам так же необходимо заверить у нотариуса. Отсылаем документы почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

При личной регистрации в налоговом органе, получите расписку от работника налоговой о том, что он принял документы.

Сколько дней налоговая регистрирует ИП?

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Какие документы выдадут в налоговой после регистрации?

После регистрации ИП вы получите следующие документы (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, Приказ N ММВ-7-6/843@):

  1. Свидетельство о регистрации Индивидуального предпринимателя (Форма Р61003).
  2. Лист записи ЕГРИП (Форма Р60009).
  3. Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе (Форма 2-3-Учет).

Решаем, как будем получать готовые документы

Готовые документы можно забрать одним из способов, который вы укажете в заявлении о госрегистрации. Возможны варианты (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ):

  1. Получить бумаги лично или через представителя в своем отделении ИФНС или многофункциональном центре — в зависимости от того, куда вы подавали заявление.
  2. Вам могут выслать пакет документов по почте на домашний адрес. Обратите внимание: если желаемый способ получения документов в заявлении вы не указали, налоговики по умолчанию воспользуются почтой.
  3. Если вы подавали документы на регистрацию в электронном виде, то и готовые получите на электронную почту, которую указали в заявлении. Бумажную копию в этом случая можно будет получить в налоговой только по заявлению.

После регистрации ИП в налоговой — регистрация в ПФР, ФСС и органах статистики

Регистрация в ПФР (Пенсионном Фонде России)

Регистрация осуществляется без участия Предпринимателя (путем обмена информацией между органами ФНС России и ПФР). От ПФР предприниматель должен получить письмо со свидетельством о постановке на учет. Если письмо не дошло, необходимо лично обратиться в отделение ПФР и забрать свидетельство. Регистрационный номер из данного свидетельства необходимо будет указывать в платежных документах при оплате страховых взносов «за себя».

Если предприниматель планирует нанимать работников, то в отделении ПФР необходимо встать на учет как работодатель. Подробнее о том, как встать на учет в ПФР можно почитать на сайте Пенсионного Фонда: http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/reg_ip_pfr/.

Регистрация в ФСС (Фонде Социального Страхования)

Вставать на учет в ФСС необходимо в том случае, если вы привлекаете работников. Пока у индивидуального предпринимателя нет работников, вставать на учет в органы ФСС он не должен. Если предприниматель хочет получать страховое обеспечение по временной нетрудоспособности и материнству, он может добровольно оформить отношения с ФСС.

Подробнее о том, как встать на учет в ФСС можно почитать на сайте ФСС: http://fss.ru/ru/fund/34773/57354/57375/57554.shtml.

Регистрация в Росстате

Налоговый орган так же направляет сведения об индивидуальном предпринимателе в Государственный комитет по статистике (Росстат). Территориальные органы статистики должны в недельный срок присвоить коды. В случае не получения информационного письма с кодами статистики, необходимо так же лично обратиться в Росстат по месту регистрации.

Где на сайте ФНС можно найти данные о госрегистрации ИП?

Сведения о госрегистрации можно найти в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» подразделе «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств».

Источник: Письмо ФНС от 24 апреля 2015 г. № ЕД-18-14/466.